3 Проблемы Цифровизации

Цифровизация явление не новое, хотя сам термин начал набирать популярность в 2017 году. Все компании, в той или иной мере занимаются цифровизацией уже довольно давно. Проработав последние 7 лет вокруг темы интеллектуализации нефтегазовых месторождений и доведя несколько проектов до реальных результатов, я вывел для себя несколько универсальных проблем цифровизации, характерных для любой отрасли.

Понимание этих проблем могло бы уберечь меня и коллег, с которыми мне посчастливилось работать, от многих ошибок. Надеюсь тем, кто только планирует оседлать диджитал-волну, эти мысли будут полезными.

Первая проблема Цифровизации: Люди, которых не существует в дикой природе

Наиболее активно задействованные в проектах цифровизации люди условно делятся на 2 категории: это Энтузиасты и Эксперты.

Первая проблема Цифровизации

Энтузиаст характеризуется горящими глазами, разной степенью понимания таких терминов как: данные, блокчейн и искусственный интеллект. Еще присутствует религиозная убежденность в двух фактах: что только он знает, как “оно” должно быть на самом деле и что “оно” изменит все. Но что такое это “оно”, объяснить внятно он не в состоянии.

Эксперт характеризуется стоическим характером. Ответом на все вопросы Энтузиаста является скупое: “напишите техническое задание, и мы сделаем”. Эксперт уже давно ничего сам не предлагает, потому что боится распалить воображение Энтузиаста до степени полного отрыва от реальности. Поэтому действует аккуратно. Техническое задание, проект, дорожная карта, уточнение дорожной карты, прототип, уточнение технического задания, новая дорожная карта, готовый продукт, очередное уточнение технического задания, второй прототип, уточнение рамок проекта, третий прототип, третье уточнение технического задания, возвращение к сделанному несколько шагов назад готовому продукту и сдача проекта.

В результате такого взаимодействия рождаются решения, которые не устраивают ни тех, ни других. У Энтузиаста “ничего не работает как я хотел”, а Эксперт разрывается между чувством профессионального стыда за результат и радости, что работа оплачена и окончена.

Проблема решается, когда между этими двумя группами людей появляется человек способный разговаривать на одном языке и с теми и с другими. Он формулирует мысли Энтузиастов, переводит на язык Экспертов, вовремя фиксирует рамки проекта, сдерживает порывы Энтузиастов, объективно контролирует результативность Экспертов. К сожалению, таких людей в компаниях, сегодня, не существует.

Вторая проблема Цифровизации: Обратная сторона энтузиазма

В крупных компаниях проблема отсутствия экспертизы, в большинстве случаев, решается привлечением Консультантов. Среди всех негативных аспектов данного решения, я выделю один положительный и объясню почему он делает ситуацию только хуже.

Консультанты – это великолепно обученные люди. Они умеют качественно общаться, слушать и формулировать свои мысли. Они не скованны корпоративной субординацией и поэтому на короткий промежуток времени способны связать между собой отделы и людей, которые не общались друг с другом последние года 3. Еще они обладают относительным пониманием предмета и заразительным оптимизмом, который подпитывается количеством оплачиваемых часов работы.

Вторая проблема Цифровизации

Сталкиваясь с Энтузиастами, Консультанты действуют как катализатор для их фантазии, максимально расширяя рамки любого проекта. После пары недель работы и презентаций, мало кто вспомнит, что результирующий проект перевода корпоративной почты и делопроизводства на блокчейн начинался как идея о том, что у всех сотрудников должен быть мобильный офис. «Надо ли говорить, что еще мы для этого всего сделаем приложение на айфон!»

Эксперты Консультантов обожают. Только у них хватает выдержки бесконечно общаться с Энтузиастами и по много раз переделывать технические задания и рамки проектов. Результатом становится документация, на которую, чтобы прочитать от начала и до конца, нужно выделять неделю рабочего времени.

Решить эту проблему можно двумя способами. Не привлекать консультантов, а развивать экспертизу внутри компании (проще сказать, чем сделать). Или искать другого человека, который понимает специфику работы консультантов и нюансы поведения Экспертов и Энтузиастов в сложных жизненных ситуациях (таких людей тоже, кстати, не существует).

Третья проблема Цифровизации: Говорим, но не делаем

Мысли о цифровизации появляются у тех людей, у кого на эти мысли есть время. У Энтузиастов, как правило, работа идет на более стратегическом уровне. Поэтому времени на свободный мыслительный процесс у них достаточно. В этом точно нет ничего плохого. Но когда дело доходит до реализации инициатив, основная работа ведется, опять же, с людьми, у которых есть свободное время.

Во всех проектах вы увидите стадию Внедрения. Большинство специалистов сходятся во мнении, что это самая сложная стадия. Потому что нужно “ломать сложившиеся практики”. Готов представить себе реальную ценность проекта, если на него нет спроса среди тех, для кого он предназначался.

Третья проблема Цифровизации

Так же, как и у большинства стартапов на ранней стадии, корпоративным проектам цифровизации свойственен полный отрыв от реальных нужд и болей клиентов. Клиентами, в нашем случае, являются люди, которые непосредственно выполняют работу сейчас и сегодня. Энтузиаст, который делал эту работу 5 или 10 лет назад – не годится. Потому что работа имеет свойство меняться. Причем быстрее, чем многие могут себе представить.

Решается эта проблема через принятие факта, что на самом деле Энтузиаст, ничего не знает наверняка. Имеет представление, да. Но за знанием, нужно обращаться к источнику. Еще помогает смотреть на то, как маленькие компании создают свои продукты. Agile, scrum, HADI, Design Thinking, product-market fit – это слова, которые многие Энтузиасты тоже слышали. Но что они на самом деле значат, и тем более как применяются – не имеют представления.

Итого

За 7 лет участия в проектах цифровизации я на собственной шкуре испытал эти 3 проблемы. Конечно, их значительно больше. Но понимание природы хотя бы описанных здесь – гарантированно повысит вероятность успеха.

Кстати, все описанные проблемы имеют одно прекрасное свойство. Они склонны саморазрешаться. Энтузиазм угасает, контракт консультантов заканчивается, продукт допиливается пользователем. Но нет ни одной причины в мире, чтобы данное положение вещей считалось нормой.

Цифровизация